По интернету уже успела прокатиться волна недовольных отзывов о проекте Disciples 3: Renaissance от отечественной студии .dat. Дескать «не оправдали», «не уберегли», «похоронили», «долой!» и дальше в том же духе. Попробуем разобраться, что именно разработчики (да и издатели тоже) сделали не так.
Сюжет, если помните, крутится вокруг одной очаровательной особы – Посланницы Небес – прибывшей в Невендаар с некой важной миссией. Именно эта персона и станет яблоком раздора для трех игровых рас - Империи, Легионов Проклятых и Эльфийского Братства. Не то чтобы это было слишком оригинально, но вполне подходит для игры подобного жанра. Разумеется, никакой вариативности в развитии сюжета не предусмотрено, что также вполне традиционно для подобных проектов.
В этой игре вообще много всякого с небес валится…
Между прочим, если вспомнить Disciples 2, то можно заметить, что сюжетная линия за фракции Светлой Стороны практически не отличалась, просто играть надо было различными войсками. Лично мне в связи с этим было скучновато проходить игру и за Империю, и за Горные Кланы. То же самое касается и фракций Темной Стороны.
В свете этого не таким уж парадоксальным видится отсутствие в игре «парных» фракций. Тем более, что их появление в игре в последующих дополнениях не подлежит сомнению, а более позднее вплетение новых государств в игровую интригу едва ли окончится повтором сюжетной линии союзников.
Кстати, помнится, в HoMM V мы видели то же самое. Я, по-началу, тоже очень возмущался отсутствию некоторых рас или их аналогов. Но это не стало причиной, по которой стоило считать игру (даже ее первый вариант издания) неудачной.
Традиционный осенний эльфийский лес.
Однако, Disciples 3 последовала по следам HoMM V не только в этих моментах. С первого взгляда становится понятно, что движок игры не только «деревянный», но еще и неотполированный. А это значит, что для своей неплохой, но уже давно не передовой графики игра одаривает пользователей неоправданными тормозами. Ну, слайд-шоу на мощном компьютере вы, конечно, не увидите, но вот переключение элементов интерфейса заставит вас встретиться со вполне королевской невозмутимой неторопливостью – задерживается не только видео при переключении на другого члена отряда, но даже подсказки появляются с солидной задержкой после нажатия правой кнопки мыши.
Что касается «вылетов», то лично меня так обрадовали лишь однажды – по завершении одного из сражений. Хотя, не исключено, что такое возможно и в других ситуациях. Также во время загрузки некоторых миссий игра имеет свойство подвисать. Но конкретно этот баг может быть связан с операционной системой, поскольку Win 7 не заявлена в списке совместимых с игрой ОС (а вот это уже кажется существенной оплошностью, если разработчики с самого начала планировали долговременную поддержку проекта дополнениями).
На что демоны отродясь не жаловались, так это на систему отопления.
Данные проблемы встречаются уже в версии, обновленной до 1.04, что наводит на мысль о наличии еще большего количества мелких недостатков в первоначальном издании. Тем не менее, работа ведется.
Теперь о главном – о «духе серии» и тому подобных наворотах, за которые игру ругают во вторую очередь, идущую следом за забагованностью.
Несмотря на легкое устаревание графики, игра получилась очень красивая. Стилизация юнитов, на мой взгляд, полностью соответствует как духу серии, так и названию Renaissance. Есть, правда, один нюанс, существенно уменьшающий удовольствие от визуальной составляющей игры. Дело в том, что решение изменить боевую систему и позволить юнитам передвигаться по полю неизбежно уменьшило фигурки этих самых юнитов.
Островок готики среди лесной зелени.
То есть, номинально, вы можете приблизить и даже развернуть камеру, однако, двигать в сторону ее нельзя, так что даже в случае, когда противники сошлись в ближнем бою, вам придется созерцать их с высоты птичьего полета. Сами понимаете, враг, вышедший из поля зрения, является опасностью, про которую можно попросту забыть. Эту неприятность не полностью, но все же хоть как-то исправляет функция кинематографической камеры, делающей приближение, когда юниты вступают в бой.
Система построек в замке осталась практически неизменной – вы увидите все те же, знакомые по второй части ветви развития юнитов. В некоторых случаях схемы развития даже будут идентичными Disciples 2. А вот развитие персонажа будет происходить иначе. Мало того, что при получении уровня вы сможете повысить характеристики своего героя, такие как сила, ловкость, интеллект и т.д., в дополнение к этому вы будете выбирать новые навыки для своих полководцев. Не слишком разнообразные навыки, просто повышающие некоторые характеристики героя дополнены и более интересными. Например, герой может научиться выполнять круговой удар, воскрешать бойцов или водить за собой больший отряд.
Ну, и экипировка, конечно. Если раньше вы могли носить сравнительно небольшое количество артефактов, то теперь персонажа можно будет «одеть», как в первостатейной RPG. При этом изменятся не только характеристики персонажа, но и его внешний вид.
Еще немного и город наш!
Что же касается однообразия локаций, то претензия эта мне кажется надуманной. Во-первых, строения и элементы пейзажа, не поддающиеся терраморфингу, выглядят не только красиво, но и разнообразно. А что касается однообразного ландшафта, тут, извините, причиной является тот самый терраморфинг, за отсутствие которого орда разъяренных фанатов по кирпичику разнесла бы офис .dat. Никуда не денешься – особенность серии.
Итак, подведем итоги. Disciples 3 представляет из себя вполне достойный, я бы даже сказал, очень интересный проект, без сомнения заслуживающий внимания. Да, многим (в том числе и мне) показались досадными изменения в боевой системе. Но давайте, черт возьми, обсуждать то, что было сделано, а не то, что могло бы быть сделано. И в этом отношении боевая система исполнена вполне достойно и дополнена уникальными элементами, вроде возможности защиты соседних юнитов.
Тем не менее, в том, что касается качества издания всех этих замечательных идей, то оно оставляет желать много лучшего. Критических ошибок, делающих игру непроходимой допущено не было, но это не избавляет от досадных ощущений сыроватости продукта, не дающих в полной мере наладиться игрой.
Принц на белом единороге.
Остается пожелать создателям игры активной работы в отношении доведения проекта до ума. Хотелось бы, чтобы кроме отлаженного игрового процесса и присоединившихся к игре недостающих рас, в Disciples 3 появилась и возможность играть по сети. Ведь отсутствие этой функции сокращает количество потенциальных покупателей раза в полтора…